Цепочка навигации: Главная страница

Собор Дмитрия Солунского во Владимире Областном

Собор Дмитрия Солунского во Владимире

Православный Собор Дмитрия Солунского во Владимире — канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Адрес: Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Другие названия

Дмитровский собор. Дмитровский собор во Владимире.

Дата основания храма

Собор построили в эпоху наивысшего могущества и расцвета Великого Владимирского княжества. По версии Николая Воронина произошло это в 1194-1197 гг. По летописным данным, обнаруженным позже Тимофеевой Т.П. — в 1191 году.

Справка

Воронин Николай Николаевич (1904-1976) — советский архитектуровед и археолог. Доктор исторических наук (1945), специалист по древнерусскому зодчеству. Лауреат Сталинской (1952) и Ленинской (1965) премий.
Тимофеева Татьяна Петровна (1953 г.р.) — историк архитектуры, краевед, поэтесса.

Дата постройки существующего храма

Предположительно в период 1191-1197 гг.

Архитектурный стиль

Владимиро-суздальский.

Архитекторы

  • Автор первоначального проекта Собора, к сожалению, не известен.
  • 1839-1847: Никифоров Я.М. – реставрация.
  • 1840-е: Сафонов М.Л. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1918: Баранов И.А. – реставрация (росписи).
  • 1941-1944: Столетов А.В. – реставрация.
  • 1999-2004: Столетов И.А. – реставрация.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Инициатор сооружения храма

Собор возвели по повелению Великого князя Всеволода Большое Гнездо. Соорудили его на княжеском дворе и его освятили в честь великомученика Димитрия Солунского. (Князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Возводили храм из белого камня-известняка. Строили его русские мастера.

Из истории храма

После завершения строительства князь Всеволодом Юрьевичем украсил храм иконой Дмитрия Солунского. Туда же даровал и серебряный чеканный ковчежец, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика.
В 1237 году Собор разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719, 1760 годах).

Реставрация Собора

В ходе «реставрации» 1837—1839 годов по распоряжению Николая I собору придали «первобытный вид». Однако из-за невежества ревнителей старины храм тогда лишился интереснейших своих частей. Реставраторы уничтожили лестничные башни и галереи, которые ошибочно сочли поздними достройками. На самом деле указанные архитектурные конструкции соединяли храм с княжеским дворцом. По ним князь и его семья ходили в храм на богослужение. Более того, после уничтожения галерей по стенам храма пошли трещины. А в 1903 году лопнуло железное кольцо снизу барабана. В 1883 году к храму пристроили миниатюрную звонницу с длинной трубой калорифера. Её разобрали в 1939 году (одновременно с железной оградой).

Храм в последующие годы

В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм закрыли для богослужений. Главу собора впервые позолотили после реставрационных воздействий 1950-х годов. В ходе последнего этапа реставрационных работ (1999—2004) устроили водосточные трубы. Заменили крест на куполе. Создали микроклимат. Кроме того, покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

В наши дни

Ныне внутри собора находится музейная экспозиция. Вход в здание платный. Первая за многие десятилетия литургия прошла в 2011 году. Однако Русской православной церкви собор передан не был и остаётся частью музея-заповедника.

Краткое описание и архитектурные особенности храма

Собор представляет собой одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный крестово-купольный храм. Он небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя. Храм изначально был его домовой церковью. Фасадная часть Собора состоит из трёх ярусов. Нижний ярус не имеет архитектурных украшений, на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус представляет собой аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. По периметру третьего яруса с каждой стороны света зодчие устроили узкие окна. А сам ярус полностью покрыли красивой резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Увенчали Собор золочёным пологим куполом в форме, напоминающей богатырский шлем. На вершине купола водрузили четырёхметровый широкий ажурный крест из золочёной меди. Южный фасад храма мастера украсили масштабной композицией «Вознесение Александра Македонского на небеса». Заметим, что сюжет композиции не традиционен для православного храма. Однако в XII веке он был весьма популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые манят грифонов — ужасных чудовищ.

Одна из особенностей Собора 

Есть ещё одна особенность данного религиозно-культового сооружения. Это — изображение псалмопевца царя Давида. Поющий, сидя с гуслями в руках, он является главной фигурой в убранстве Собора. Это изображение библейского героя занимает центральное место на всех фасадах храма.

Рельефы – одна из особенностей храма

Собор знаменит своей белокаменной резьбой. Его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде. Некоторые из них заменили при реставрации XIX века (по мнению Гладкой М.С., практически точными копиями).

Справка

Магдалина Сергеевна Гладкая (1942 г.р.) — кандидат искусствоведения. Член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ. Реставратор. Специалист по монументальной архитектурной пластике Древней Руси.

Главная идея фасадной скульптуры

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора. Не случайно на стенах Собора мастера изобразили множество геральдических символов. Среди них: львы, орлы, грифоны, кентавры, сцены охоты, борьбы животных и т. п.

Мотивы рельефов

Они довольно разнообразны. Вот некоторые из них:

  • Улыбающиеся львы.
  • Святой Никита избивает беса.
  • Царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях.
  • Грифон, терзающий зайца.
  • Охотник (возможно, Геракл), убивающий льва.
  • Скачущий всадник.
  • Птица Сирин борется с барсом.
  • Великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями
  • многие другие.

Собор – белокаменная книга

Собор славится своей богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены. В этой связи храм называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство храма

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века. В частности, среди них — фрагменты композиции «Страшный суд».

Часть экспозиции музея в Соборе

  • В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест (реплика с оригинала). Его создали владимирские реставраторы в 1960 году. Крест выполнили из латуни с просечным орнаментом на каркасе. Первоначально крест изготовили, вероятно, в XVIII веке. Сняли его с главы собора и заменили очередным новоделом в 2002 году.
  • Также в качестве экспоната демонстрируют икону Дмитрия Солунского. Здесь же — ковчежец-мощевик. Их принесли в храм в далёком 1197 году. Впоследствии эти экспонаты попали в Москву. Вернули их обратно в Собор из столичных музеев уже в копиях.
  • В Соборе находится надгробие первого владимирского генерал-губернатора графа Романа Воронцова.

Престол Собора

В Соборе имеется главный и единственный престол в честь Димитрия Солунского.

Статус Храма

Ныне  это — сохранённый, отреставрированный, но не действующий православный храм. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Объект всемирного наследия под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Ныне Собор по-прежнему находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

ФОТО – Собор Дмитрия Солунского во Владимире

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют: