Цепочка навигации: Главная страница » Соборы » Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)

Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)

Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)

Запись «Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)» — третья по счёту публикация об этом храме-памятнике. Другое название храма — Спас на крови. Его возвели на месте смертельного ранения императора Александра II террористом-народовольцем Гриневицким И.И. Произошёл этот теракт 1 марта 1881 года. Храм — покаяние народа за убийство своего царя.

Место расположения храма

Собор находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Он стоит на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2-А (ближайшая станция метро «Невский проспект»).

Другие названия

Упомянутый храм Спаса на Крови. Воскресенский собор.

Дата основания

1881 год.

Даты строительства

Храм возвели в 1883-1907 гг. по указу императора Александра III. Соорудили его на народные средства, собранные по всей России, как храм-памятник царю Александру II.

Архитектурный стиль

Собор возвели в русском архитектурном стиле. Внешне он напоминает московский Собор Покрова на Рву. (Более известное название храма — Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Строительство храма длилось 24 года. 19 августа (1 сентября) 1907 года Собор освятили в честь Воскресения Христова.

Архитекторы

  • 1883-1907: Васнецов В.М. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
  • 1883-1907: Нестеров М.В. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
  • 1883-1907: Парланд А.А. – проект храма.
  • 1883-1907: Рябушкин А.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
  • 1883-1907: Харламов Н.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
  • 1890-е: Кошелев Н.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (мозаики).
  • 1895-1897: Фролов А.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
  • 1895-1902: Фролов А.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
  • 1897-1902: Фролов В.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Летопись правления на фасаде

Она фрагментарно отражена на мемориальных табличках, упомянутых в предыдущей публикации на данную тему. Эти таблички из красного гранита устроители установили в нишах по периметру внешней стороны здания Собора. На них золотой вязью они написали основные события, произошедшие в эпоху царствования Александра II. (На момент нашего посещения информационные стойки с табличками аналогичного содержания стояли возле стен Собора. См. фототаблицы к данной записи, а также к публикации «Собор Воскресения Христова Часть-2 (Санкт-Петербург)»).
Среди внутренних реформ на табличках отмечены наиболее значимые. Среди них: Освобождение крестьян от крепостного права. Ограничение телесных наказаний. Снятие цензуры с печатных изданий. Принятие судебных уставов. К главным внешнеполитическим достижениям отнесли: Прекращение Крымской войны, возвращение Россией прав на Чёрном море. Здесь же вошло присоединение Средней Азии, Уссурийского и Амурского краёв.
Все эти события — вехи истории России времён царствования Александра II Освободителя.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

Рядом с Собором находится Часовня Иверской иконы Божьей Матери (Иверская часовня-ризница). В ней функционирует музей камня. Часовня-ризница И́верской иконы Божией Матери — составная часть комплекса Собора Воскресения Христова (Спаса на Крови). Данная Часовня — памятник русской церковной архитектуры начала XX века. Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга.

История Часовни

Похожие по исполнению на будущую Часовню объекты можно увидеть в проекте храма работы архимандрита Игнатия. Тот подготовил проект в 1883 году. По первоначальному замыслу часовен должно было быть две. Обе они являли собой угловые башенки на ограде храма. Однако упомянутый проект значительно изменил архитектор Альфред Парланд, после чего его утвердили в 1887 году. В окончательно утверждённом проекте Часовня осталась одна, причём она являлась отдельно стоящей постройкой.
Сооружение Часовни Собора Воскресения Христова завершили в 1907 году. 10 мая (27 апреля) 1908 года её освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Освятил Часовню во имя Иверской иконы Божией матери. Часовню-ризницу использовали для хранения икон, прочих даров в память о кончине Александра II. Кроме того, там же собрали некоторые архивные материалы, посвящённые строительству собора.

Иверская часовня в годы советской власти

В годы Советской власти Часовня по прямому назначению не функционировала. Её использовали под различные хозяйственные нужды. В результате утратили некоторые элементы убранства. С восточной стены пропала мозаичная Иверская икона. Исчезла хризма, венчавшая здание вместо креста.
В 1996 году Часовню впервые отреставрировали. Над входом внутрь восстановили мозаичную икону Спаса Нерукотворного.
В 2005 году по архивным фотографиям воссоздали хризму, венчающую Часовню.

Краткое описание Часовни-ризницы

Часовня-ризница представляет собой прямоугольное одноэтажное здание, увенчанное большим куполом. Купол в плане являет собой восьмерик. Его завершение напоминает шатёр. Однако выполнили его в иных пропорциях и по высоте меньше барабана. Венчает данную конструкцию хризма. Она представляет собой греческие буквы «хи», «ро», «альфу» и «омегу», вписанные в круг. Во внешней отделке использовали кирпич. Сооружение украсили изразцами и мозаичными иконами. Часовню окружает ограда. Её выполнили аналогично той ограде, что отделяет Собор Воскресения Христова от Михайловского сада.

Статус Часовни-ризницы

Ныне Часовню-ризницу используют в выставочных целях. Как часть комплекса Собора Воскресения Христова, её признали памятником истории и культуры федерального значения. Часовня-ризница — объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.

Заключение

Вид Собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) впечатляет. Недаром его изображение украшает многие путеводители по Санкт‑Петербургу. Купола храма мастера покрыли разноцветной ювелирной эмалью. Расписные крыльца делают храм похожим на русский терем. Снаружи и внутри собор украшает 7000 м² мозаики, созданной тремя десятками мастеров. Библейские сюжеты, лики святых, ангелы, затейливый орнамент, витые колонны, изразцы — разглядывать собор можно бесконечно!

ФОТО – Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *