Собор Воскресения Христова Часть-2 (гор. Санкт-Петербург)
Запись «Собор Воскресения Христова Часть-2 (Санкт-Петербург)» — вторая публикация об этом храме-памятнике в данном блоге. Другое название храма — Спас на крови. Его возвели на месте смертельного ранения императора Александра II террористом-народовольцем Гриневицким И.И. Храм — покаяние народа за убийство своего царя, совершённое 1 марта 1881 года .
Место расположения храма
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга. Собор стоит на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2-А (ближайшая станция метро «Невский проспект»).
Другие названия
Упомянутый храм Спаса на Крови. Воскресенский собор.
Дата основания
1881 год.
Даты строительства
Храм возвели в 1883-1907 гг. по указу императора Александра III. Соорудили его на народные средства, собранные по всей России, как храм-памятник царю Александру II.
Архитектурный стиль
Собор возвели в русском архитектурном стиле. Внешне он напоминает московский Собор Покрова на Рву. (Ещё он известен, как Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Строительство храма длилось 24 года. 19 августа (1 сентября) 1907 года Собор освятили в честь Воскресения Христова.
Архитекторы
1883-1907: Васнецов В.М. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
Нестеров М.В. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
Парланд А.А. – проект храма.
Рябушкин А.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
Харламов Н.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
1890-е: Кошелев Н.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (мозаики).
1895-1897: Фролов А.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
1895-1902: Фролов А.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
1897-1902: Фролов В.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
История храма до 1917 года
Собор Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге изначально находился на государственном содержании. Наряду с Исаакиевским собором, он был одним из двух подобных храмов Санкт-Петербурга, на госсодержании. Собор не был приходским. Он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения. Вход в храм осуществлялся по пропускам. В Соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II, и ежедневно произносили проповеди.
Собор в советское время
В 1917 году, после революционных событий, прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма. Фактически его лишили средств, необходимых для обеспечения богослужений.
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение. Его суть — формирование при храме Воскресения Христова прихода. Такое решение реализовали. (Несмотря на возражения священнослужителей и то, что храм находился в ведении Наркомата имущества). С 11 января 1920 года Собор получил статус приходского храма.
С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии». После чего до 9 августа того же года он был обновленческим.
К августу 1923 года Казанский и Исаакиевский соборы перешли в ведение обновленцев. После чего храм Воскресения Христова стал кафедральным собором. Он относился к «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде. Иосифилянство — правое течение в Русской церкви. Оно возникло как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. После того, как он издал «Декларацию» о безоговорочной лояльности Правительству (коммунистическому режиму).
Закрытие храма
30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм. Дважды, в 1931 и 1938 годах, храм планировали разобрать. Однако такое решение реализовано не было.
Собор в годы Великой Отечественной войны
- Во времена Великой Отечественной войны храм разделил судьбу ленинградцев. В годы блокады в Соборе разместили морг, сюда свозили погибших ленинградцев.
- После войны храм арендовал Малый оперный театр, используя его под склад декораций.
- В 1961 году в центральном куполе храма обнаружили немецкий фугасный снаряд. На излёте он пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет. И был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. Со всеми мерами безопасности снаряд извлекли, вывезли из города и уничтожили в районе Пулковских высот.
Взятие Собора под охрану государства
В 1968 году Собор получил новый статус. Его взяла под охрану Государственная инспекция по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. 20 июля 1970 года в здании бывшего храма решили организовать филиал музея «Исаакиевский собор». На баланс музея храм-памятник передали 12 апреля 1971 года.
Реставрация Собора
В 1970-х годах выполнили инженерные и общестроительные работы. Провели большую работу по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрацию храма начали в начале 80-х годов. Первый её этап завершили в 1997 году.
Возрождение храма
19 августа 1997 года музей-памятник «Спас на крови» открыли для посетителей. Произошло это через 90 лет после освящения!
23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) в соборе была отслужили первую литургию. Произошло это после более чем 70-летнего перерыва.
21 января 2014 года зарегистрировали приход Собора Воскресения Христова (Спаса на крови). В настоящее время в одном Соборе одновременно гармонично уживаются музей и приход. Богослужения совершают в утреннее время, до начала работы музея, и вечером, после окончания работы музея. В дневное время Собор открыт как музей. Его осмотр происходит в сопровождении экскурсоводов музея.
Архитектура и внутреннее убранство Собора
Купола храма
Ныне Собор Воскресения Христова (Спас на крови) имеет 9 луковичных глав. Основу композиции составляет компактный четверик, который венчает пятиглавие.
Центральный купол
Центральный купол возвышается на восьмигранном шатре и достигает высоты 81 метра. В основании шатра на его стене выполнили восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сузили, в нём прорезали восемь выступов с окошками. Шатёр завершили фонарём, увенчанным луковичной главкой с крестом. Центральный луковичный купол украшает эмаль в виде трёх закрученных полос: белой, зелёной и синей.
Боковые купола
Вокруг шатра соорудили четыре луковичных купола: северо-западный, северо-восточный, юго-западный и юго-восточный. Все четыре купола покрыли цветной эмалью. Северо-западный купол содержит чередующиеся вертикальные синие и зелёные линии. Северо-восточный купол украсили синими и золотыми равносторонними крестами. Юго-западный купол состоит из квадратов синего, зелёного и белого цвета, которые образуют косые линии. Юго-восточный купол украсили помимо белых, синих и зелёных квадратов золотыми ромбами. Эти купола разместили на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.
Колокольня Собора
Колокольня находится в западной части Собора, выходящий на канал Грибоедова. Колокольню построили непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора. Её завершили большим золоченым луковичным куполом. Эту часть более других украсили мозаикой и другими декоративными элементами. В небольших квадратных нишах с трех сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом. Того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Внешне колокольня похожа на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три золоченых купола меньшего размера расположили над апсидами в восточной части храма.
Внешний вид Собора
При декоративном оформлении Собора использовали разнообразный отделочный материал. Его основу составляют: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции русского стиля. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма. Он ориентирован на образцы Московского и Ярославского зодчества XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Покрова на Рву. (Или Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, под которым он более известен).
Внутреннее убранство храма
Внутри Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге представляет собой настоящий музей мозаики. Площадь её составляет 7065 квадратных метров. Мозаику создавали в мастерской Владимира Фролова по эскизам более 30 художников. Среди них знаменитые Виктор Васнецов, Фирс Журавлёв, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Мозаичная экспозиция Собора является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Сень над местом гибели императора
Необычное месторасположение здания и его частичный выход в пространство канала Грибоедова легко объяснимы. Храм возвели там, где был смертельно ранен Александр II. Место гибели императора встроили в интерьер.
Сень выполнили в виде шатра из тёмной яшмы с крестом на вершине. Под шатром — камни мостовой и часть решётки с набережной Екатерининского канала. На них попали брызги крови императора. Изначально кровь была подлинной, но большую часть сени в сталинские времена уничтожили. Сегодня под шатром установили полый крест, наполненный алыми розами.
Интересные факты
Первоначальное название храма — Собор Воскресения Христова — символично. В нём звучит идея победы над смертью. Просматривается аналогия между искупительной жертвой Иисуса Христа и мученической смертью Александра II. Император посвятил жизнь служению народу, освободил 20 миллионов человек от рабства и был убит. По замыслу создателей Собора, место гибели императора следовало осмысливать как «Голгофу России».
Название «Спас на Крови» легко расшифровать. «Спас» — от слова Спаситель, то есть Христос. «На крови» означает место, где пролилась кровь императора Александра II.
Между первым и вторым освящением храма прошло 90 лет. В августе 1997 года, после окончания работ по реставрации Собора, состоялось второе освящение. Сейчас храм работает как мемориальный музей‑памятник и православная церковь, где проводятся богослужения.
Летопись правления на фасаде
В нишах по периметру внешней стороны здания устроители установили мемориальные таблички из красного гранита. На них золотой вязью написаны основные события, произошедшие в эпоху царствования Александра II. (На момент нашего посещения информационные стойки с табличками аналогичного содержания стояли возле стен Собора. См. фототаблицы к данной записи, а также к публикации «Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)»).
Среди внутренних реформ отмечены наиболее значимые. Среди них: Освобождение крестьян от крепостного права. Ограничение телесных наказаний. Снятие цензуры с печатных изданий. Принятие судебных уставов. К главным внешнеполитическим достижениям отнесли: Прекращение Крымской войны, возвращение Россией прав на Чёрном море. Здесь же вошло присоединение Средней Азии, Уссурийского и Амурского краёв.
Любой человек, осматривая Собор, может не только полюбоваться храмом. Он может также изучить вехи истории России времён царствования Александра II Освободителя.
ФОТО – Собор Воскресения Христова Часть-2 (Санкт-Петербург)
Справка
«Собор Воскресения Христова Часть-2 (Санкт-Петербург)» — вторая по счёту запись в данном блоге. Со следующей информацией об этом храме можно в записи «Собор Воскресения Христова Часть-3 (Санкт-Петербург)».
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.