Собор Воскресения Христова Часть-1 (гор. Санкт-Петербург)
Запись «Собор Воскресения Христова Часть-1 (Санкт-Петербург)» — начальная публикация об этом храме-памятнике. Другое название храма — Спас на крови. Его возвели на месте смертельного ранения императора Александра II террористом-народовольцем Гриневицким И.И. Произошла эта трагедия 1 марта 1881 года. Храм — своеобразная форма покаяния народа за убийство своего царя.
Место нахождения храма
Собор находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Он стоит на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2-А (ближайшая станция метро «Невский проспект»).
Другие названия
Упомянутый храм Спаса на Крови. Воскресенский собор.
Дата основания
1881 год.
Даты строительства
Храм возвели в 1883-1907 гг. по указу императора Александра III. Соорудили его на народные средства, собранные по всей России, как храм-памятник царю Александру II.
Архитектурный стиль
Собор возвели в русском архитектурном стиле. Внешне он напоминает московский Собор Покрова на Рву. (Он же — Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Строительство храма длилось 24 года. 19 августа (1 сентября) 1907 года Собор освятили в честь Воскресения Христова.
Архитекторы
- 1883-1907: Парланд А.А. – проект храма.
- 1883-1907: Васнецов В.М. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
- 1883-1907: Нестеров М.В. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
- 1883-1907: Рябушкин А.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
- 1883-1907: Харламов Н.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор.
- 1890-е: Кошелев Н.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (мозаики).
- 1895-1897: Фролов А.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
- 1895-1902: Фролов А.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
- 1897-1902: Фролов В.А. – интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Закладка храма и его краткое описание
Собор Воскресения Христова (Спаса на крови) представляет собой девятиглавый православный храм. Высота его составляет 81 м., вместимость – до 1600 человек. Является памятником русской архитектуры. Помимо прочего — это храм-памятник. Выстроили его на месте смертельного ранения императора Александра II террористом-народовольцем Гриневицким И.И. Произошло это, как уже отмечено, 1 марта 1881 года.
Заложили храм 6 октября 1883 года. Первые три года вели подготовительные работы. Первоначальный проект храма архитектора Парланда А.А. и архимандрита Игнатия (Малышева) сильно переработали. Проект окончательно утвердили лишь в 1887 году. Архитектор, положив в основу «исконно русские начала», уподобил храм памятникам старинного московского зодчества. Прежде всего храм-памятник во многом похож на собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Девятиглавый однопрестольный храм с момента сооружения отличался великолепным убранством и богатейшей утварью. Замечательная мозаика делает его единственным в мире примером мозаичного искусства в новое время. Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения Александра II, возвышается «Распятие с предстоящими». В самом храме над сохранённым фрагментом булыжной мостовой, где произошло убийство императора, стоит великолепная сень.
Освящение Собора
Освящение храма совершили 19 августа 1907 года. В 1923 году храм получил статус кафедрального собора епархии. А через 4 года он стал оплотом иосифлян. Согласно Постановлению Президиума ВЦИК 17 ноября 1930 года светские власти храм закрыли. После чего передали его «под культурно-просветительные нужды». Известны неосуществлённые планы сноса здания храма в годы после революционных событий 1917 года. В 1970 году храм передали в ведение филиала музея «Исаакиевский собор». После длительной реставрации лишь в 1998 году его открыли для публичного осмотра. Зарегистрированная ещё в 1990 община православных верующих безуспешно пыталась вернуть Собор в лоно РПЦ. Увы! Не получилось. Сложилась несколько странная ситуация!
Временная часовня
Уже 2 марта 1881 года Городская дума Санкт-Петербурга отреагировала на трагедию. На чрезвычайном заседании она обратилась к вступившему на трон императору Александру III. Дума просила «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же решили поставить временную часовню. Разработать проект часовни поручили архитектору Леонтию Бенуа. Работы провели быстро, так что 17 апреля 1881 года часовню уже освятили. В ней стали проводить памятные панихиды. Городской Думе это практически ничего не стоило. Поставил часовню на свои деньги купец первой гильдии Громов. А строительные работы оплатил купец Милитин, который и стал её старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до начала строительства храма, т.е. — до весны 1883 года. После чего её перенесли на Конюшенную площадь, где простояла ещё девять лет. Только после этого временную часовню окончательно разобрали.
Архитектурный конкурс на проект храма
Сразу после убийства императора создали комиссию по увековечению памяти Александра II. Также объявили конкурс на лучший проект храма. К 31 декабря 1881 года в комиссию представили 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени. Среди них были: Иероним Китнер, Иван Богомолов, Виктор Шрётер, Андрей Гун, Леонтий Бенуа и другие. Комиссия отобрала 8 лучших проектов. А победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы Антония Томишко. Вторую премию получил проект «1 марта 1881 года» академиков Иеронима Китнера и Андрея Гуна. Третьей премией отметили замысел архитектора Леонтия Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты продемонстрировали императору Александру III. Однако ни один из них не получил одобрения. Император принял решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры. Примером должны были служить церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Также следовало оформить место гибели императора внутри храма в виде отдельного придела.
Второй архитектурный конкурс
Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 года члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена. Роберт Гёдике, Альберт Бенуа, Андрей Павлинов, Роман Кузьмин, Александр Обер, Николай Султанов, Александр Резанов. Все представленные проекты Александр III также отклонил. После разработки новых выбрали проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Александр III одобрил этот проект 29 июня 1883 года. Но — с дополнительным условием его последующей доработки под наблюдением профессора Давида Гримма. Окончательно проект император утвердил только 1 мая 1887 года. В создании храма принимала участие целая группа творческих деятелей. Среди них: помощники профессора Парланда архитектор Виктор Фиделли и Орехов Д.А. Свою лепту внесли также художник Николай Бодаревский, мозаичист Владимир Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров, другие.
Строительство храма
Создали комиссию по строительству храма, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович. Вице-председателем комиссии и ктитором храма назначили графа Ивана Татищева. В комиссию вошли также архитекторы Давид Гримм, Роберт Гёдике, Эрнест Жибер, Рудольф Бернгард. Во время возведения здания они давали консультации и вносили коррективы в проект. Активное участие в переработке проекта принял Иван Штром. Его предложения существенно повлияли на композицию созданного храма. Храм торжественно заложили 6 (18) октября 1883 года.
Первая панихида и завершение строительства храма
Первая панихида по императору Александру II в ещё незавершенном храме совершили 1 марта 1906 года. Произошло это в 25-ю годовщину смертельного покушения на императора Александра II.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение храма. Чин освящения совершил митрополит Антоний (Вадковский) лишь 19 августа (1 сентября) 1907 года. Ритуал провели в торжественной обстановке в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома.
Всё строительство храма обошлось в 4,6 млн рублей. При его сооружении применили новые технологии строительства. Здание полностью электрифицировали. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территорию вокруг храма Спаса на Крови реконструировали.
Освящение Иверской Часовни-ризницы
27 апреля (10 мая) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу. В ней собрали иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
Статус Собора
Собор Воскресения Христова (Спаса на крови) — сохранившийся действующий старинный православный храм. Одновременно имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор». Памятник русской архитектуры. Объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Является образцом уникального сосуществования под одной крышей государственного музея-памятника и действующего православного прихода.
ФОТО – Собор Воскресения Христова Часть-1 (гор. Санкт-Петербург)
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.