Цепочка навигации: Главная страница
Собор Рождества Христова в Липецке Часть-2 - фото

Собор Рождества Христова в Липецке Часть-2 (Гор. Липецк)

Собор Рождества Христова в Липецке Часть-2

Запись «Собор Рождества Христова в Липецке Часть-2 (Гор. Липецк)» – вторая публикация об этом действующем храме. На представленных фото Собор по состоянию на конец ноября месяца. Адрес Собора: Липецкая область, г. Липецк, Ленина-Соборная площадь, 4.

Другие названия

Христорождественский Кафедральный Собор в Липецке. Рождественский собор.

Дата основания

1791 год.

Дата постройки последнего здания храма

1791-1807 гг.

Архитектурный стиль

Русский классицизм.

Архитекторы

  • 1791-1807: Львов Н.А. (?).
  • 1791-1807: Адамини Т. (?).
  • 1839-1842: губернский архитектор Шубков (трапезная).
  • 2000-е гг.: Шишкин В.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Храм — визитная карточка города

Занимая вершину Соборной горы, он возвышается над центральной частью города. Тем самым Собор позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих точек Липецка. Собор Рождества Христова стал визитной карточкой города. Местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей. Он остаётся главным храмом Липецка. Объединяет в соборной молитве прихожан. Тех, чьи предки почти четыре столетия назад строили и украшали этот храм. Прежде он представлял собой деревянную Христорождественскую церковь – предшественницу современного собора.

Описание Собора

Собор Рождества Христова построили в классическом стиле. Он имеет оригинальную двухъярусную объёмнопространственную композицию.

Первый ярус Собора

К первому квадратному в плане двусветному ярусу с восточной стороны примыкает полукруглая апсида. С остальных трёх сторон к нему примыкают равновеликие прямоугольные приделы. В северном и южном приделах разместили два дополнительных престола. Западный придел, до строительства трапезной, выполнял роль притвора. Северный и южный фасады первого яруса строители украсили лоджиями с колоннами тосканского ордера. Они несут полный профиль антаблемента. (Антаблемент – это верхняя горизонтальная, опирающаяся на колонны часть здания, состоящая из карниза, фриза и архитрава).

Некоторые архитектурные элементы

Между колонн по центральной оси находятся большие двупольные двери с треугольным сандриком. Над ними — полуциркульное окно второго света. По нижнему обрезу окон второго света, по периметру храма проходит небольшой карниз. Второй карниз проходит по нижнему обрезу нижних окон. С северной и южной сторон к храму прилегали два каменных крыльца. Южное крыльцо, с двухмаршевой (по семи ступеней) лестницей, и северное – с одномаршевой лестницей.

Подвал Собора

Под всей храмовой частью находится подвал с мощными колоннами и толстыми каменными сводами. В него ведут четыре двери, выходящие на фасад в цокольной части храма.

Второй ярус Собора

Невысокий второй ярус собора, также квадратный в плане, как бы вырастает из первого. Но приделов второй ярус не имеет. Фасады второго яруса украшают огромные полуциркульные окна и проходящий по нижнему обрезу окна карниз. Переход от четверика к куполу авторы выполнили в виде стереобата. Он перекрыт большим сферическим куполом. Купол увенчали низким глухим барабаном с маленькой главкой и восьмиконечным крестом. Глава и крест позолочены.

Достройка и переустройство Собора

Храм неоднократно достраивали и переустраивали.

Строительство колокольни

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни. Тамбовская духовная консистория своим указом от 30 января того же года выдала «шнурозапечатанную книгу». Её предназначение – сбор «доброхотных пожертвований» на строительство колокольни. Сооружение колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле, начали в 1825 году. На плане Липецка 1833 года колокольня показана как недостроенная. Строительство её завершили в 1835 году.

Ярусы колокольни Собора

Колокольня имеет 5 ярусов.

Первый ярус колокольни

Двусветный, квадратный в плане. Его украсили четырёхколонными портиками ионического ордера с фронтонами.

Второй ярус колокольни

Меньшего сечения и очень низкий. В основании он имеет две ступени стереобата, который строители увенчали массивным карнизом. Фасады его украсили лепными дугами полуциркульной формы с имитацией замкового камня. Второй ярус имеют небольшие окна, занимающие третью (центральную) часть пространства, очерченного дугой. Остальную, не очерченную дугой плоскость стены, обработали горизонтальным рустом (руст – один из способов облицовки).

Третий ярус колокольни

Представляет собой ярус звонов. Его украсили колоннадой, опирающейся на ступенчатый стереобат и увенчанной массивным антаблементом. Колонны с красивыми капителями коринфского ордера являются обрамлением проёмов звонов. Простенки между колонн украсили нишами.

Четвёртый ярус колокольни

Его соорудили на квадратном стереобате. Четвёртый ярус выполнили в виде стройного восьмерика с проёмами звонов по сторонам света. Он придал колокольне лёгкий и воздушный вид. Ощущение лёгкости усиливается полуколоннами. Они обрамляют звоны. Свою роль в таком ощущении играют и пилястры, расположенные между колоннами на диагональных гранях восьмерика. Колонны и пилястры украсили капителями коринфского ордера. Ярус украшают треугольные сандрики над полуциркульными арками звонов. (Сандрик — небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма). Сандрики соединили между собой карнизом по всему периметру восьмерика. Увенчали восьмерик ступенчатым карнизом.

Пятый ярус колокольни

Его выполнили в виде низкого цилиндра. Цилиндр украсили по сторонам света квадратными нишами с вписанными в них круглыми проёмами. В проёмах разместили башенные часы.

Завершение колокольни

Завершил многоярусную колокольню стереобат с небольшим сферическим куполом и глухим барабаном. Завершение колокольни увенчали православным крестом с подкрестным яблоком.

Высота колокольни

Общая высота колокольни по документам той поры составляла до 90 аршин.  Справка: 1 аршин = 71 см или 63,9 м. Во время ремонта 1957 г. на куполе колокольни установили шпиль высотою 8 метров. В настоящий момент высота колокольни со шпилем (не считая креста) составляет примерно 60 метров. А с учётом высоты креста колокольню восстановили в своём первоначальном виде.

Часы на колокольне Собора

Одной из отличительных черт соборной колокольни являются часы. Первые башенные часы установили на ней ещё в конце 50-х годов XIX века. По крайней мере, договор на их установку заключили в 1858 году. В документах 1896 года установленные часы упомянуты уже как поломанные. Ныне часы находятся в рабочем состоянии.

Трапезная Собора

Соединить две части Христорождественского собора по проекту должна была трапезная. Проект на её постройку выполнил тамбовский губернский архитектор Шубков в 1838 году. После чего проект представили на утверждение губернатору, а затем в Святейший Синод в Санкт-Петербург. На своем заседании 23 февраля 1839 г. Святейший Синод утвердил проект и принял решении о строительстве трапезной. Весной 1839 года, после получения разрешения на строительство, начали возведение трапезной храма. В итоге архитектор и строители удачно воплотили проект в жизнь.

Краткое описание трапезной

К 1842 году сооружение трапезной завершили. Обширную трёхнефную трапезную построили в два света, на высоком цоколе. (Неф (корабль) — внутренняя часть здания, отделенная рядом колонн). Наружный декор повторил декор ранее построенных объёмов колокольни и храмовой части. Фасад трапезной украсили пилястрами и карнизами. Окна второго света обрамили полуциркульными дугами, нижние окна – наличниками с треугольной верхней частью (очельем).

Престолы

Ныне в Соборе их шесть:

  • Рождества Христова.
  • Воздвижения Честного Креста Господня.
  • Иконы Божией Матери Смоленская.
  • Николая Чудотворца.
  • Серафима Саровского.
  • Успения Пресвятой Богородицы.

Завершение строительства Собора

Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма г. Липецка. Интерьер соборного храма выдержан в классическом стиле. Сохранилось немало восторженных отзывов о его красоте. Величественно выглядела храмовая часть, перекрытая огромным куполом. Нижний ярус храмовой части украшали расположенные попарно колонны. Над ними во втором ярусе с трёх сторон под арками находились хоры. В основании купола по всему периметру устроены вторые хоры.

Статус Собора

Ныне – это полностью восстановленный и отреставрированный действующий православный храм. Является Кафедральным собором Липецкой митрополии и епархии Русской православной церкви. Объект культурного наследия народов России регионального значения. По праву считается духовным центром Липецка. Одним из его символов, архитектурной жемчужиной и доминантой города.

ФОТО – Собор Рождества Христова в Липецке

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Related Posts