Цепочка навигации: Главная страница » Часовни » Часовня Николая Чудотворца (Можайск Московской Обл)

Часовня Николая Чудотворца (Можайск Московской Обл)

Содержание

Часовня Николая Чудотворца (Можайск)

Новая скромная Часовня Николая Чудотворца (Можайск) – религиозно-культовый объект в Московской области. Адрес: г. Можайск, Комсомольская площадь.

Другие названия

Никольская часовня. Николаевская часовня. Николы часовня. Николы Угодника часовня. Николая Мирликийского часовня. Свято-Никольская часовня. Святоникольская часовня.

Дата основания

1998 год.

Дата сооружения

1998-1999 гг.

Архитектурный стиль

Классический.

Архитектор

1998-1999: Клыков В.М.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Краткое описание

Часовня Николая Чудотворца (Можайск) — религиозно-культовое сооружение. Представляет собой каменную часовню-сень над металлической фигурой святого Николая Чудотворца. Согласно замыслу скульптора, ростовую Николая Чудотворца, установили на высокий постамент в виде колонны из гранита. Голова святителя без митры, окружена нимбом. В правой руке чудотворец сжимает меч. На левой его руке находится макет православного пятикупольного собора. Стоит указанное сооружение со скульптурой святого на Комсомольской площади города Можайска.

Посвящение религиозно-культового сооружения

Часовня посвящена Николаю Чудотворцу

О святом Николае Чудотворце

Николай Чудотворец. Николай Угодник. Святитель Николай. Николай Мирликийский.  (Греч. Άγιος Νικόλαος — «святой Николай»; около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия). Святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец. На Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот. На Западе считается покровителем практически всех слоёв общества, но более всего — покровителем детей.

Образ святого Николая Чудотворца

Изображается как с митрой на голове, символом его епископства, так и без неё. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. В житие рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача. Считают, что на основании этого жития и появилась традиция рождественских подарков.

О совпадениях признаков святых Николаев

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским). Происходило это из-за схожих подробностей жизнеописаний святых. Оба они родом из Ликии, оба — архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению. Причём оно существовало многие века. О том, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец. Следует знать, что это заблуждение и уметь различать упомянутых двух святых с именем Николай.

Жизнеописание

Детство Николая

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара. В малоазийской римской провинции Ликия (ныне территория Турции). Произошло это во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение. О том, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна. На самом деле они не были его родителями.

Служение Церкви

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания. Днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Так он созидал в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца. Затем он возвёл Николая в сан священника. Определив своим помощником, он поручил Николаю говорить поучения пастве. По другой версии, решением Собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. Благодаря чудному знамению. В IV веке такое назначение действительно было возможным.

Эпизод, характеризующий Николая

Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

Начало священного служения святителя Николая

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров. Речь идёт об императорах Диоклетиане (годы правления 284—305) и Максимиане (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. В итоге оба императора отреклись от престола. После чего 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников. Именно по отношению к христианам.

Политика по отношению к христианам

В западной части империи Констанций Хлор положил конец гонениям после своего восшествия на престол. (Годы правления Хлора — 305—306 гг.). В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года. Лишь тогда, находясь уже на смертном одре, он выпустил эдикт о веротерпимости. Гонения на христиан 303—311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи. После смерти Галерия его соправитель Лициний относился к христианам терпимо (годы правления 307—324). Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире. (Мир — современный город Демре, провинция Анталия в Турции). Он боролся с язычеством. В частности, ему приписывают разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.

Ревностный защитник христианской веры

Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание. Согласно сказанию во время Никейского собора (325 год) святитель Николай дал пощёчину своему оппоненту Арию. (Никейский собор — это Первый Вселенский собор). Однако Пётр де Наталибус возразил. Он пишет, что Николай ударил не самого Ария, а одного из его последователей. Эта история впервые появилась через тысячу лет после Никейского собора (лишь в XIV веке).

Об участии Николая в Первом Вселенском соборе 325 года

Существуют сомнения и в том, был ли вообще Николай участником Собора. Примечательно, что ни один епископ из числа присутствовавших на Соборе, не упоминает его. Профессор церковной истории Василий Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» разделяет сомнения. С ним солидарен и профессор протоиерей Владислав Цыпин. Тот считает, что доверять церковному преданию не следует. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, утверждение о пощёчине Арию не может быть истинным.

Господствующая версия

Такое утверждение стоит, прежде всего, в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя». С другой стороны, оно противоречит и Правилами святых апостолов. По господствующей версии, анализ лексики церковных песнопений подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником». Факта нанесения пощёчины Николаем Арию нет и в житии святого. Его написал Симеон Метафраст в X веке. Но в нём отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе. И якобы «решительно восстал против ереси Ария». Описание этой пощёчины приведено и в русской агиографии. К примеру, в конце XVII века — в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Защитник оклеветанных, моряков и путешественников

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных. Он часто избавляет невинно осуждённых, молится за моряков и других путешественников.

Никола Чудотворец в славянском фольклоре

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа. При этом на Руси до реформы патриарха Никона имя святого писали и произносили как Никола. И его изменение подвергали критике старообрядцы, в частности, протопоп Аввакум в послании «Об иконном писании».

О верованиях славян

По народным верованиям славян (славянском фольклоре), Никола — «старший» среди святых. Он входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. Ещё в XIX—XX вв. бытовало мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд. О том, как святой Николай стал «владыкой». Он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову.
У восточных и западных славян образ Николы перекликается с образом Архангела Михаила. Особенно по некоторым функциональным способностям. К примеру, таким, как:

  • Владение ключами от неба (рая).
  • Перевозка души на «тот свет».
  • Покровительство ратникам …

У южных славян образ святого Николая ассоциируется с истребителем змей и «волчьим пастырем». Это сближает его с образом Георгия Победоносца.

Признаки некоторых языческих проявлений Николы

Они таковы:

  • Покровитель скота и диких зверей.
  • Покровитель земледелия, пчеловодства.
  • Связь с загробным миром.
  • Соотношение с реликтами культа медведя.
  • Противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах.

По мнению Успенского Б.А., все эти признаки свидетельствуют не просто о народном почитании святого Николая. По его мнению, это — следы культа языческого божества. Конкретно речь идёт о божестве Волосе (Велесе). Примечательно и другое. К Николину дню относили и начало зимних Святок, и окончание рождественского поста. Так  ранее было во многих местах Российской империи.

Статус Часовни Николая Чудотворца в Можайске

Часовня Николая Чудотворца в Можайске — новый действующая малый православный храм.

ФОТО – Часовня Николая Чудотворца (Можайск)

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.