Цепочка навигации: Главная страница » Часовни » Часовня Николая Чудотворца (Можайск Московской Обл)

Часовня Николая Чудотворца (Можайск Московской Обл)

Содержание

Часовня Николая Чудотворца (Можайск)

Новая скромная Часовня Николая Чудотворца (Можайск) – религиозно-культовый объект в Московской области. Адрес: г. Можайск, Комсомольская площадь.

Другие названия

Никольская часовня. Николаевская часовня. Николы часовня. Николы Угодника часовня. Николая Мирликийского часовня. Свято-Никольская часовня. Святоникольская часовня.

Дата основания

1998 год.

Дата сооружения

1998-1999 гг.

Архитектурный стиль

Классический.

Архитектор

1998-1999: Клыков В.М.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Краткое описание

Часовня Николая Чудотворца (Можайск) — религиозно-культовое сооружение. Представляет собой каменную часовню-сень над металлической фигурой святого Николая Чудотворца. Согласно замыслу скульптора, ростовую Николая Чудотворца, установили на высокий постамент в виде колонны из гранита. Голова святителя без митры, окружена нимбом. В правой руке чудотворец сжимает меч. На левой его руке находится макет православного пятикупольного собора. Стоит указанное сооружение со скульптурой святого на Комсомольской площади города Можайска.

Посвящение религиозно-культового сооружения

Часовня посвящена Николаю Чудотворцу

О святом Николае Чудотворце

Никола́й Чудотво́рец. Николай Уго́дник. Николай Мирлики́йский. Святи́тель Николай. (Греч. Άγιος Νικόλαος — «святой Николай»; около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия). Святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец. На Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот. На Западе считается покровителем практически всех слоёв общества, но более всего — покровителем детей.

Образ святого Николая Чудотворца

Изображается как с митрой на голове, символом его епископства, так и без неё. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. В житие рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача. Считают, что на основании этого жития и появилась традиция рождественских подарков.

О совпадениях признаков святых Николаев

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским). Происходило это из-за схожих подробностей жизнеописаний святых. Оба они родом из Ликии, оба — архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению. Причём оно существовало многие века. О том, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец. Следует знать, что это заблуждение и уметь различать упомянутых двух святых с именем Николай.

Жизнеописание

Детство Николая

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара. В малоазийской римской провинции Ликия (ныне территория Турции). Произошло это во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение. О том, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна. На самом деле они не были его родителями.

Служение Церкви

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания. Днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Так он созидал в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца. Затем он возвёл Николая в сан священника. Определив своим помощником, он поручил Николаю говорить поучения пастве. По другой версии, решением Собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. Благодаря чудному знамению. В IV веке такое назначение действительно было возможным.

Эпизод, характеризующий Николая

Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

Начало священного служения святителя Николая

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров. Речь идёт об императорах Диоклетиане (годы правления 284—305) и Максимиане (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. В итоге оба императора отреклись от престола. После чего 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам.

Политика по отношению к христианам

В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года. Лишь тогда, находясь уже на смертном одре, он выпустил эдикт о веротерпимости. Гонения на христиан 303—311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи.
После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (современный город Демре, провинция Анталия в Турции). Он боролся с язычеством. В частности, ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.

Ревностный защитник христианской веры

Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание. Согласно этому сказанию во время Никейского (Первого Вселенского) собора (325 год) святитель Николай дал пощёчину своему оппоненту Арию. Однако Пётр де Наталибус пишет, что Николай ударил не самого Ария, а одного из его последователей. Эта история впервые появилась через тысячу лет после Никейского собора (лишь в XIV веке).

Об участии Николая в Первом Вселенском соборе 325 года

Существуют сомнения и в том, был ли вообще Николай участником Собора, поскольку ни один епископ из числа присутствовавших на Соборе не упоминает его. Профессор церковной истории Василий Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» разделяет эти сомнения. С ним солидарен и профессор протоиерей Владислав Цыпин, который считает, что доверять церковному преданию не следует. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, утверждение о пощёчине Арию «не может быть признано истинным. Такое утверждение стоит, прежде всего, в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя». С другой стороны, оно противоречит и Правилами святых апостолов. По господствующей версии, анализ лексики церковных песнопений подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».
Факта нанесения пощёчины Николаем Арию нет и в житии святого, написанном Симеоном Метафрастом в X веке. Но в нём отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария».
В русской агиографии описание пощёчины приведено в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Защитник оклеветанных, моряков и путешественников

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

Никола Чудотворец в славянском фольклоре

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа. При этом на Руси до реформы патриарха Никона имя святого писали и произносили как Нико́ла. И его изменение подвергали критике старообрядцы, в частности, протопоп Аввакум в послании «Об иконном писании».

О верованиях славян

По народным верованиям славян (славянском фольклоре), Никола — «старший» среди святых. Он входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. Ещё в XIX—XX вв. бытовало мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд. О том, как святой Николай стал «владыкой». Он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову.
У восточных и западных славян образ Николы перекликается с образом Архангела Михаила. Особенно по некоторым функциональным способностям. К примеру, таким, как:

  • Владение ключами от неба (рая).
  • Перевозка души на «тот свет».
  • Покровительство ратникам …

У южных славян образ святого Николая ассациируется с истребителем змей и «волчьим пастырем». Это сближает его с образом Георгия Победоносца.

Признаки некоторых языческих проявлений Николы

Они таковы:

  • Покровитель скота и диких зверей.
  • Покровитель земледелия, пчеловодства.
  • Связь с загробным миром.
  • Соотношение с реликтами культа медведя.
  • Противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах.

По мнению Успенского Б.А., все эти функции свидетельствуют о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества. Конкретно речь идёт о божестве Волосе (Велесе).
Примечательно и другое. Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивали к Николину дню.

Статус Часовни Николая Чудотворца в Можайске

Действующая православная часовня.

ФОТО – Часовня Николая Чудотворца (Можайск)

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *